2 задание

Задание 2.  Великий сын России!

Невозможно не согласиться со словами А. С. Пушкин

 "Ломоносов был великим человеком
 Он создал первый русский университет.

Он, можно сказать, сам был первым нашим университетом..."

В честь Ломоносова названы:

-  подводный хребет в Северном Ледовитом океане;
-  кратер на обратной стороне Луны (координаты +98о, + 27о, диаметр 92 километра); 
- кратер диаметром 150 км на севере Марса (8о, +65о);

- астероид № 1379

Имя Ломоносова носит многопредметный турнир школьников, который проводится в Москве с 1978 года, и олимпиада МГУ, учреждённая в 2005 году.

А эти строки Ломоносова хотелось бы прочитать как напутствие вам:

                                  Дерзайте ныне ободренны
                                  Раченьем вашим показать,
                                  Что может собственных Платонов
                                   И быстрых разумом Невтонов
                                   Российская земля рождать.
I.  Предлагаем вам ответить на вопросы.
1. Как назывался корабль семьи Ломоносовых?
2. Во сколько лет Ломоносов первый раз вышел с отцом в море?
3. Во сколько лет Ломоносов научился читать?
4. Когда без ведома отца М. В. Ломоносов ушёл в Москву? Как Ломоносов добрался до Москвы?
5. Когда малые ребята увидели великовозрастного Михайло, они подняли его на смех:
 - Гляньте, какой болван пришёл с нами учиться!
 - Дядь, достань воробушка!

     Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котёнка, и, стараясь быть серьёзным, проговорил: "Что с тобой делать? На крышу забросить?". Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе, будто на чудо стали смотреть. Да он лучше учителей всё знает, - шептались школяры.

Во сколько лет Ломоносов начал учиться в Москве?

6. Какие книги Ломоносов называл «вратами учёности моей»?
7. Сколько и какие языки знал Ломоносов?
8. Назовите труд по химии, написанный Ломоносовым в стихотворной форме.
9. Сколько факультетов было в Московском университете, созданном по плану М.В. Ломоносова?
10. Какому открытию Ломоносов дал такое сравнение: «Сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования»?
11. Назови предмет, который изобрёл Ломоносов для наблюдения в сумерках и в светлые ночи.
12. Назовите крупнейшее достижение Ломоносова в области астрономии.
13. Назовите явление, которое описывает Ломоносов в этих строках:
С полночных стран встаёт заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл
Се в ночь на землю день вступил!

14. Защищая взгляды Коперника, Ломоносов, кроме научных доводов, прибегает к шутке. У него есть стихотворение, в котором один из героев на бытовом примере доказывает истинность взглядов Коперника. Как называется стихотворение? Что это за герой? Как ответил он спорящим учёным?
15. Как Ломоносов объяснял происхождение свечения хвостов комет?
16. Какому небесному телу посвятил следующие строчки Ломоносов:
                   "Там огненны валы стремятся
                   И не находят берегов, 
                   Там вихри пламенны крутятся,
                   Борющись множество веков;
                   Там камни как вода кипят, 
                   Горящи там дожди шумят". 

17. Интересно, что во времена Ломоносова с грозой пытались бороться колокольным звоном, и при этом нередко атмосферным электричеством убивало звонарей. Бессильный бороться с этим обычаем, Ломоносов советовал звонарям хотя бы использовать…..

18. Что в декабре 1759 года первыми получили М. В. Ломоносов и И. А. Браун?

19. Ломоносов усовершенствовал прибор для определения времени и широты. Он разработал конструкцию  с четырьмя улитками и четырьмя пружинами. Каждую пружину следовало заводить в разное время суток (через 6 ч), благодаря чему значительно увеличивалась равномерность хода. М. В. Ломоносов уделял внимание и вопросам правильной установки прибора на кораблях. Что это за прибор?

20. Чтобы обеспечить мореплавателей надёжными измерительными средствами счисления пути корабля, Ломоносов изобрёл этот прибор. Как вы думаете, что это за устройство?

21. Ломоносов изобрел устройство, учитывающее движение корабля под действием килевой качки, приборы для определения направления и скорости течения. А вы знаете, как назвал этот прибор Ломоносов?

22. Этим астрономическим прибором моряки издавна пользуются для определения высоты светила в небе. Ломоносов усовершенствовал и его. Как называется это устройство?

        II. Задания в картинках.

1. Как назывался  и для чего предназначался прибор, изобретенный Ломоносовым? В первом варианте этот прибор состоял из квадранта Q, указателя h со спицей F, линия к длиной в 40 сажень и палки I, предназначенной для опускания в воду. При движении судна линь должен был поворачивать указатель на соответствующий угол сноса корабля

2. Какое атмосферное явление пытался объяснить Ломоносов с помощью данной иллюстрации? В каком из научных трудов Ломоносова  она использована?

3. Что это за награда и за что ею награждают? Когда и кем была учреждена?


4. В каком году Ломоносов окончил первую мозаичную картину и как она называлась? Из чего она изготовлена?


5. Где в России находится город Ломоносов? Как давно он носит это название? Как он назывался в прошлом? Когда и кем основан?

6. О нем Ломоносов написал «…умер прекрасной смертью, исполняя по своей профессии должность. Память его никогда не умолкнет». О ком писал Ломоносов? Изучением каких явлений он занимался? Когда и от чего погиб этот ученый?

 

                  III. Есть идея!

    В 1754 году Ломоносов разработал проект университета. Он настаивал, чтобы преподавание там велось на русском языке, а среди студентов были представители всех сословий. Чтобы потратить меньше денег из казны, Ломоносов предложил открыть университет в Москве, а не Петербурге. Туда же было проще добираться студентам из других городов России. Проект Ломоносова доработал Иван Шувалов.

    Летом 1754 года план создания университета утвердили в Сенате.

    25 января 1755 года, в День святой Татьяны по православному календарю, Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета. Позже в этот день стали отмечать День российского студенчества. Первые занятия в учебном заведении прошли в мае того же года.

За 265 лет существования университет несколько раз переезжал в разные здания на территории Москвы. В настоящее время главное здание МГУ им. М.В. Ломоносова расположено на Ленинских (Воробьёвых) горах.

Задание. Предложите наибольшее число способов измерения высоты главного здания МГУ, основанных на разных принципах (необходимо описание каждого способа).


Работы присылать c  22 по 25 марта на электронный адрес  l.r.dirkach@yok33.ru 


Критерии оценки задания 2.

Каждый полный и правильный ответ на вопрос оценивается в 1 балл. Неполные ответы оцениваются в 0 баллов. Максимальное количество баллов – 22.

Каждый правильный ответ за задание в картинках оценивается в 2 балла. Неполные ответы оцениваются в 1 балл. Максимальное количество баллов – 12.

Количество баллов за задание «Есть идея!» зависит от количества предложенных способов измерения высоты здания, а также от описания предложенного способа. За каждый способ от 0 до 3 баллов в зависимости от полноты описания, наличия ошибок, креативности.