История и обществознание

Мастер-класс на тему: «Применение веб-квест технологии на уроке истории».

25 января 2018 года в конференц-зале управления образования г. Коврова прошло заседание городского методического объединения учителей истории, обществознания и права. В программе заседания были представлены  мастер-класс по применению веб-квест технологии на уроках истории, практикум по оцениванию реальных сочинений, а также анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию за 2017 год.

Евдокимова Елена Александровна, учитель МБОУ СОШ №8,  провела  мастер-класс на тему: «Применение веб-квест технологии на уроке истории». Были рассмотрены вопросы образовательного веб-квеста  как проблемного задания c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета, представлены виды заданий на основе ресурсов Интернет, преимущества технологии веб-квест, критерии оценки веб-квеста,а также этапы разработки и проведения веб-квест технологии на уроке истории. Мастер-класс сопровождался презентацией.

Ефремова Татьяна Евгеньевна, учитель истории и обществознания МБОУ города Коврова «Гимназия №1» провела практикум по оцениванию реальных сочинений. Педагогам было предложено задание: в соответствии с предложенными критериями оценить несколько вариантов реальных сочинений по истории. После оценки сочинения педагогами, были озвучены оценки экспертов с пояснениями.

Соцкова Екатерина Владимировна, методист ИМЦ Управления образования администрации города Коврова, представила анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию за 2017 год. Материал сопровождался демонстрацией презентации. Были определены слабые и сильные стороны подготовки учеников выпускных классов к ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию в 2017 году, предложены методические рекомендации для педагогов.

                                                     

                                                     «Веб-квест – новые технологии в образовании»

учитель МБОУ СОШ № 8 г. Коврова

Евдокимова Елена Александровна

 

Что такое образовательный веб-квест?

Сегодня уже трудно представить работу образовательного учреждения без доступа в глобальное информационное пространство. Интернет является универсальным средством поиска информации и передачи знаний. Многие преподаватели осваивают новые методики обучения, в разной степени ориентированные на Интернет. Новым для наших преподавателей является и технология веб-квест.

Quest в переводе с английского языка - продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.

Образовательный веб-квест  - (webquest)  - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Веб-квест является одним из популярных и современных видов образовательных Интернет-технологий.

Под Интернет-технологией в методике изучения истории следует понимать совокупность форм, методов, способов, приемов с использованием сети Интернет.

Виды заданий на основе ресурсов Интернет:

1)   тематический список ссылок (Hotlist),

2)   мультимедийный альбом (MultimediaScrapbook),

3)   поиск сокровищ (Treasure/ScavengerHunt)

4)   коллекция примеров (SubjectSampler)

5)   веб-квест

Веб-квест является наиболее сложным как для учащихся, так и для преподавателя. Но очень интересным и, соответственно, востребованным и актуальным.

Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов или других форм с применением информационных технологий.

Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Веб-квест направлен на развитие у обучающихся навыков аналитического и творческого мышления. Обучающемуся дается задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя эти материалы. Ссылки на часть источников даются преподавателем, а часть они могут найти сами, пользуясь обычными поисковыми системами. То есть по своей сути, основой веб-квестов является проектная методика, которая возникла еще в начале прошлого столетия в США.

Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

1.  По длительности выполнения: краткосрочные и долгосрочные.

2.  По предметному содержанию: монопроекты и межпредметные веб-квесты.

3. По типу заданий, выполняемых учащимися: пересказ, загадки, журналистские задания, конструкторские, творческие, самопознани, оценочные, научные.

 

Преимущества технологии веб-квест

Веб-квест является новым средством использования технологий в целях создания урока ориентированного на учеников вовлеченных в учебный процесс и поощряющим их критическое мышление.  

Веб-квест является веб-проектом, в котором все материалы, с которыми работают учащиеся, исходят из Интернета.

Веб-квест предполагает рациональное планирование времени учащихся, сфокусированного не на поиске информации, а на её использовании. 

Веб-квест также является захватывающим методом обучения.

Веб-квест направлен на развитие у учащихся навыков аналитического и творческого мышления; учитель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции.

Веб-квест способствует достижению нескольких задач:

повышение мотивации к самообучению, поощрение учеников учиться независимо от учителя

 формирование новых компетенций на  основе использования ИТ для решения учебных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.), умений находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор

 реализация творческого потенциала

повышение личностной самооценки;

развитие невостребованных в учебном процессе личностных качеств (например, организационные, лидерские способности). 

развитие самостоятельности;

развитие  коммуникативных  умений  и  умений  работы в  группе; (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);

 развитие мышления;

 повышение словарного запаса;

 навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).

В процессе работы над веб-квестом развивается ряд компетенций:

1) использование информационных технологий для решения профессиональных задач;

2) самообучение и самоорганизация;

3) работа в команде;

4) умение находить несколько способов решений проблемной ситуации.

 

Как работает Веб-квест?

Как и любой проект, веб – квест организуется и проходит поэтапно.

Учитель определяет цель и задачи, отбирает ресурсы сети Интернет и классифицирует их, предлагает обучающимся поучаствовать в проекте – веб-квесте.

1. В квесте должно быть ясное вступление, где четко описаны главные роли участников (например, "Ты - детектив, пытающийся разгадать загадку таинственного происшествия" и пр.) или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.

2. Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы учащегося (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).

3. Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса Веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения учащимся задания. Этот список должен быть аннотированным.

Разработчиками веб-квеста как учебного задания является Берни Додж и Томас Марч, профессоры образовательных технологий Университета Сан-Диего (США).

Им определены следующие виды заданий для веб-квестов:

 Пересказ  – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.

Планирование и проектирование  – разработка  плана или проекта на основе заданных условий.

Самопознание – любые аспекты исследования личности.

Компиляция  – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.

Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.

Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.

Детектив, головоломка, таинственная история  – выводы на основе противоречивых фактов. Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.

Оценка – обоснование определенной точки зрения.

Журналистское расследование  – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).

Убеждение  – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.

Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.

4. Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому учащемуся при самостоятельном выполнении задания (этапы).

Этапы работы над квестом для обучающихся

Начальный этап (командный).

Учащиеся  знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

При выборе роли можно ориентироваться на свои склонности, интересы, или наоборот – попробовать себя в непривычной ситуации.

Роли участников квеста; дизайнер, оратор, редактор и т. д., исходя из тематики квеста. Задача дизайнера – дать советы по изготовлению электронных презентаций и раздаточного материала. Оратор – мастер красноречия. Его задача – обобщить опыт и поделиться мастерством. Редактор даст советы по использованию языковых средств выразительности, подскажет принятые речевые оборы, используемые при защите работы, предостережет от неправильного произношения часто употребляемых слов. 

Ролевой этап

Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — выполнения задания.

Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением "заготовок" веб-страниц - для избежания технических трудностей при создании ими самостоятельных страничек как результата изученного ими материала и др.).

Заключение, в котором суммируется опыт, который будет получен учащимися при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем. [1].

Реальное размещение веб-квестов в сети позволяет значительно повысить мотивацию обучающихся на достижение наилучших учебных результатов.

Заключительный этап

Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования. По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.

 

Критерии оценки веб-квеста

Ключевым разделом любого веб-квеста является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и учитель. Веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата.

Bernie Dodge (http://webquest.sdsu.edu/rubrics/rubrics.html) рекомендует использовать от 4 до 8 критериев, которые могут включать оценку:

исследовательской и творческой работы,

качества аргументации, оригинальности работы,

навыков работы в микрогруппе,

устного выступления,

мультимедийной презентации,

письменного текста и т.п.

Сегодня цели образования заставляют выбирать способствующие активному процессу познания учебные методы и формы организации работы, которые развивают умение учиться: находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, судить, решать, организовывать себя к работе. Именно поэтому использование компьютерных технологий в образовании открывает новые возможности и в методике образования, и в освоении и усовершенствовании знаний.

 

Библиографический список.

1. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999.

2. Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся http://festival.1september.ru/articles/513088/









Подстраницы (1): Mетодическая копилка
ć
Светлана Владимировна Бабушкина,
30 янв. 2018 г., 0:57
Ċ
Светлана Владимировна Бабушкина,
6 мар. 2018 г., 3:02
Ċ
Светлана Владимировна Бабушкина,
6 мар. 2018 г., 3:02
Ċ
Светлана Владимировна Бабушкина,
6 мар. 2018 г., 3:02
Ċ
Светлана Владимировна Бабушкина,
6 мар. 2018 г., 3:01
Ċ
Светлана Владимировна Бабушкина,
6 мар. 2018 г., 3:02
Ċ
Светлана Владимировна Бабушкина,
6 мар. 2018 г., 3:02
ć
Светлана Владимировна Бабушкина,
30 янв. 2018 г., 0:58
ć
Светлана Владимировна Бабушкина,
30 янв. 2018 г., 0:58
ć
Светлана Владимировна Бабушкина,
30 янв. 2018 г., 0:58
ĉ
Светлана Владимировна Бабушкина,
10 дек. 2017 г., 23:22
Ċ
Светлана Владимировна Бабушкина,
1 мар. 2018 г., 2:28
Ċ
Светлана Владимировна Бабушкина,
1 мар. 2018 г., 2:27
Comments