Вышел в свет электронный сборник методических материалов «Петр I и его время» по итогам городского конкурса авторских методических разработок педагогов и творческих работ учащихся, посвященных 350-летию со дня рождения первого российского императора. Конкурс проводился с целью совершенствования учебно-методического обеспечения образовательного процесса, популяризации лучшего педагогического опыта и создания условий для развития ключевых компетенций обучающихся. Подготовку и проведение конкурса осуществлял информационно-методический центр при управлении образования администрации города Коврова совместно с городским методическим объединением учителей истории и обществознания. Данное издание включает в себя материалы победителей и призеров конкурса. Помимо методических разработок педагогов в сборник включены работы учащихся – победителей номинаций «Исследовательский проект» и «эссе». Материалы данного сборника окажут помощь педагогическим работникам в профессиональной деятельности.
С содержанием сборника в формате PDF можно ознакомиться здесь Подведены итоги городского конкурса авторских методических материалов педагогов и творческих работ учащихся «Петр Первый и его время» По итогам экспертизы конкурсных материалов определены победители и призеры в шести номинациях. Следует особо отметить творческую активность учащихся, их заинтересованность, разнообразие тем, которые их волнуют. В номинации «исследовательский проект» конкурс принес победу пятиклассницам школ №№ 9 и 10 Алферовой Надежде и Коноплевой Полине, рассмотревшим «Юности честное зерцало» с позиций современной педагогики (рук. Алферова Е.С.). Победителями в старшей возрастной категории стали учащиеся школы № 17 Борисов Денис и Булатова Владлена и их оригинальный интерактивный проект – квест-бук «Память о Петре I в памятниках России» (рук. Тюкова А.В). Второе место заняла их одноклассница Силантьева Александра и ее работа «И грянул бой, Полтавский бой!». В номинации «эссе» были заявлены 6 работ. Лучшую работу, интересную по содержанию и отражающую индивидуальность автора, представила Дроздова Анна (СОШ № 19; рук. Климович О.И.) Призерами номинации стали Балина Екатерина (СОШ № 17, рук. Тюкова А.В.) и Хамрокулов Евгений (шк. № 23; рук. Яковенко И.Л.). На конкурс были представлены стихи собственного сочинения о Петре I. Победу в этой номинации одержала шестиклассница гимназии №1 Ефремова Лариса (рук. Ефремова Т.Е.). Второе место получила Кисарина Александра за творческую изобретательность и самобытность в создании стихотворения (школа № 17; рук. Тюкова А.В.); третье место – Попенко Жанна за вдохновенность и красоту слова собственного сочинения (школа № 18, рук. Сутягина Т.В.) Творческие работы школьников были столь многогранны, что организаторы учредили дополнительную номинацию – «лучшая презентация». В этой номинации конкурс принес победу ученику школы № 17 Кунц Герману, сравнившему две неприступные твердыни: Петропавловскую крепость и Лондонский Тауэр (рук. Тюкова А.В.). Призером номинации стала ученица школы № 14 Леонтьева Арина (рук. Сизова Н.В.). Хорошее впечатление произвели работы преподавателей, их увлеченность и подготовка. По итогам определены два победителя: Сутягина Татьяна Викторовна, учитель СОШ № 18 (номинация «методическая разработка урока»), и Тюкова Анна Васильевна, педагог СОШ № 17 (номинация «методическая разработка внеурочного мероприятия»). Призерами стали – Алферова Елена Сергеевна (СОШ № 10), Прохорова Анна Владимировна (Гимназия № 1) и Сорокина Елена Николаевна (ООШ № 2). Каждая конкурсная работа продемонстрировала большой творческий потенциал авторов. Лучшие материалы, представленные на конкурс, войдут в электронный сборник по итогам конкурса. Поздравляем победителей, призеров и всех участников конкурса и их руководителей!
Концепция преподавания учебного курса «история России» в образовательных организациях Российской Федерации На заседании коллегии Министерства просвещения Российской Федерации от 23 октября 2020 года № ПК-1вн была одобрена Концепция преподавания учебного курса «история России» в образовательных организациях Российской Федерации. В ней предложены пути для перехода на линейную систему изучения истории с 6 по 11 классы, что увеличит количество учебных часов на изучение истории XX-XXI веков в 10-11 классах и распределение сложного и объёмного материала по истории XX - XXI веков на 10–11 классы. читать более подробно https://drive.google.com/file/d/1fdjTj1GVN0C_gk9OxoLXqJukH1KuNU1T/view?usp=sharing Анализ результатов ВПР по истории и обществознанию в 2019 году (ЛР) Методические рекомендации по истории и обществознанию на 2019-2020 год. План работы ГМО истории и обществознания 2019-2020 год. Стратегические направления развития образования в РФ Стратегические направления развития образования в РФ Одобрена Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» 24 декабря 2018 года декабря на коллегии Министерства просвещения Российской Федерации утверждены шесть новых концепций преподавания учебных предметов: «Обществознание», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура», а также предметные области «Искусство» и «Технология». По итогам заседания все проекты концепций одобрены большинством голосов. К разработке этих концепций была привлечена широкая педагогическая и научная общественность из всех регионов страны. Всего в процедурах обсуждения проектов концепций приняли участие более 150 тысяч человек. Одобренные «концепции позволяют систематизировать ключевые идеи, выработанные для понимания направления развития учебных предметов и предметных областей, и достичь намеченной цели». Все проекты концепций носят практико-ориентированный характер, в том числе учитывают актуальность использования современных информационных технологий. В Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, представлены цели, задачи, основные принципы и направления совершенствования преподавания обществознания в образовательных организациях в Российской Федерации. Концепция основывается на положениях государственной политики в сфере образования, закрепленных в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», к числу которых относятся гуманистический характер российского образования, приоритет жизни и здоровья, прав и свобод личности, ее свободного развития, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, общенациональных и коллективных интересов, правовой культуры, бережного отношения к природе.
Синхронизация курсов истории России и всеобщей истории
Учебники истории всегда находятся в центре общественного внимания, что связано с особой, мировоззренческой ролью истории в воспитании молодого поколения. Задача формирования у учащихся базовых национальных ценностей и российской гражданской идентичности, заявленная во ФГОС второго поколения, вызвала необходимость уточнения содержания исторического образования в части фактологии и усиления воспитательных начал предмета, как по курсу отечественной истории, так и по всеобщей. Учитывая традицию и практику параллельного преподавания двух курсов истории, актуальным представляется вопрос об их синхронизации.
Возможные варианты синхронизации курсов истории, а также особенности преподавания истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС представлены в презентации. Презентация "Особенности преподавания истории и обществознания в условиях перехода" Мастер-класс на тему: «Применение веб-квест технологии на уроке истории». 25 января 2018 года в конференц-зале управления образования г. Коврова прошло заседание городского методического объединения учителей истории, обществознания и права. В программе заседания были представлены мастер-класс по применению веб-квест технологии на уроках истории, практикум по оцениванию реальных сочинений, а также анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию за 2017 год.Евдокимова Елена Александровна, учитель
МБОУ СОШ №8, провела мастер-класс на тему: «Применение веб-квест
технологии на уроке истории». Были рассмотрены вопросы образовательного веб-квеста как проблемного задания c элементами ролевой
игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета,
представлены виды заданий на основе ресурсов Интернет, преимущества технологии
веб-квест, критерии оценки веб-квеста,а также этапы разработки и проведения
веб-квест технологии на уроке истории. Мастер-класс сопровождался презентацией. Ефремова Татьяна Евгеньевна, учитель истории и обществознания МБОУ города Коврова «Гимназия №1» провела практикум по оцениванию реальных сочинений. Педагогам было предложено задание: в соответствии с предложенными критериями оценить несколько вариантов реальных сочинений по истории. После оценки сочинения педагогами, были озвучены оценки экспертов с пояснениями.
Соцкова Екатерина Владимировна, методист ИМЦ Управления образования администрации города Коврова, представила анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию за 2017 год. Материал сопровождался демонстрацией презентации. Были определены слабые и сильные стороны подготовки учеников выпускных классов к ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию в 2017 году, предложены методические рекомендации для педагогов.
«Веб-квест – новые технологии в образовании» учитель МБОУ СОШ № 8 г. Коврова Евдокимова Елена Александровна
Что такое образовательный веб-квест? Сегодня уже трудно представить работу образовательного учреждения без доступа в глобальное информационное пространство. Интернет является универсальным средством поиска информации и передачи знаний. Многие преподаватели осваивают новые методики обучения, в разной степени ориентированные на Интернет. Новым для наших преподавателей является и технология веб-квест. Quest в переводе с английского языка - продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр. Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Веб-квест является одним из популярных и современных видов образовательных Интернет-технологий. Под Интернет-технологией в методике изучения истории следует понимать совокупность форм, методов, способов, приемов с использованием сети Интернет. Виды заданий на основе ресурсов Интернет: 1) тематический список ссылок (Hotlist), 2) мультимедийный альбом (MultimediaScrapbook), 3) поиск сокровищ (Treasure/ScavengerHunt) 4) коллекция примеров (SubjectSampler) 5) веб-квест Веб-квест является наиболее сложным как для учащихся, так и для преподавателя. Но очень интересным и, соответственно, востребованным и актуальным. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов или других форм с применением информационных технологий. Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Веб-квест направлен на развитие у обучающихся навыков аналитического и творческого мышления. Обучающемуся дается задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя эти материалы. Ссылки на часть источников даются преподавателем, а часть они могут найти сами, пользуясь обычными поисковыми системами. То есть по своей сути, основой веб-квестов является проектная методика, которая возникла еще в начале прошлого столетия в США. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. 1. По длительности выполнения: краткосрочные и долгосрочные. 2. По предметному содержанию: монопроекты и межпредметные веб-квесты. 3. По типу заданий, выполняемых учащимися: пересказ, загадки, журналистские задания, конструкторские, творческие, самопознани, оценочные, научные.
Преимущества технологии веб-квест Веб-квест является новым средством использования технологий в целях создания урока ориентированного на учеников вовлеченных в учебный процесс и поощряющим их критическое мышление. Веб-квест является веб-проектом, в котором все материалы, с которыми работают учащиеся, исходят из Интернета. Веб-квест предполагает рациональное планирование времени учащихся, сфокусированного не на поиске информации, а на её использовании. Веб-квест также является захватывающим методом обучения. Веб-квест направлен на развитие у учащихся навыков аналитического и творческого мышления; учитель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции. Веб-квест способствует достижению нескольких задач: повышение мотивации к самообучению, поощрение учеников учиться независимо от учителя формирование новых компетенций на основе использования ИТ для решения учебных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.), умений находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор реализация творческого потенциала повышение личностной самооценки; развитие невостребованных в учебном процессе личностных качеств (например, организационные, лидерские способности). развитие самостоятельности; развитие коммуникативных умений и умений работы в группе; (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль); развитие мышления; повышение словарного запаса; навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями). В процессе работы над веб-квестом развивается ряд компетенций: 1) использование информационных технологий для решения профессиональных задач; 2) самообучение и самоорганизация; 3) работа в команде; 4) умение находить несколько способов решений проблемной ситуации.
Как работает Веб-квест? Как и любой проект, веб – квест организуется и проходит поэтапно. Учитель определяет цель и задачи, отбирает ресурсы сети Интернет и классифицирует их, предлагает обучающимся поучаствовать в проекте – веб-квесте. 1. В квесте должно быть ясное вступление, где четко описаны главные роли участников (например, "Ты - детектив, пытающийся разгадать загадку таинственного происшествия" и пр.) или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста. 2. Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы учащегося (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации). 3. Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса Веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения учащимся задания. Этот список должен быть аннотированным. Разработчиками веб-квеста как учебного задания является Берни Додж и Томас Марч, профессоры образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Им определены следующие виды заданий для веб-квестов: Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа. Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий. Самопознание – любые аспекты исследования личности. Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры. Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика. Аналитическая задача – поиск и систематизация информации. Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов. Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме. Оценка – обоснование определенной точки зрения. Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов). Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц. Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников. 4. Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому учащемуся при самостоятельном выполнении задания (этапы). Этапы работы над квестом для обучающихся Начальный этап (командный). Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами. При выборе роли можно ориентироваться на свои склонности, интересы, или наоборот – попробовать себя в непривычной ситуации. Роли участников квеста; дизайнер, оратор, редактор и т. д., исходя из тематики квеста. Задача дизайнера – дать советы по изготовлению электронных презентаций и раздаточного материала. Оратор – мастер красноречия. Его задача – обобщить опыт и поделиться мастерством. Редактор даст советы по использованию языковых средств выразительности, подскажет принятые речевые оборы, используемые при защите работы, предостережет от неправильного произношения часто употребляемых слов. Ролевой этап Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — выполнения задания. Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением "заготовок" веб-страниц - для избежания технических трудностей при создании ими самостоятельных страничек как результата изученного ими материала и др.). Заключение, в котором суммируется опыт, который будет получен учащимися при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем. [1]. Реальное размещение веб-квестов в сети позволяет значительно повысить мотивацию обучающихся на достижение наилучших учебных результатов. Заключительный этап Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования. По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.
Критерии оценки веб-квеста Ключевым разделом любого веб-квеста является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и учитель. Веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата. Bernie Dodge (http://webquest.sdsu.edu/rubrics/rubrics.html) рекомендует использовать от 4 до 8 критериев, которые могут включать оценку: исследовательской и творческой работы, качества аргументации, оригинальности работы, навыков работы в микрогруппе, устного выступления, мультимедийной презентации, письменного текста и т.п. Сегодня цели образования заставляют выбирать способствующие активному процессу познания учебные методы и формы организации работы, которые развивают умение учиться: находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, судить, решать, организовывать себя к работе. Именно поэтому использование компьютерных технологий в образовании открывает новые возможности и в методике образования, и в освоении и усовершенствовании знаний.
Библиографический список. 1. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999. 2. Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся http://festival.1september.ru/articles/513088/ |