Семинар-практикум "Построение эффективной модели полиэтнокультурного образовательного пространства в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО"

Отправлено 21 нояб. 2019 г., 00:37 пользователем Наталья Геннадьевна Таратова   [ обновлено 21 нояб. 2019 г., 02:25 ]

Открытие национальных границ, многополярность и глобализация определяют статус современного общества как полиэтничного, многоязычного, поликультурного. В этой связи становится очевидным, что образование также должно становиться многообразным, многокультурным, активно влияющим на успешную интеграцию ребенка в современную поликультурную среду единого культурного и образовательного пространства страны.

Поликультурное образование рассматривается как сложноорганизованная система, в которой не просто суммарно представлено многообразие культур, а выдвигаются разнообразные культурные проявления на уровне нации, этноса, конфессий, рас, половых, социальных и других различий, при этом они взаимодействуют, дополняя и обогащая друг друга на принципах гуманизма, развивая личность ребенка.

Именно вопросам полиэтнокультурного образования дошкольников в рамках деятельности городского методического объединения воспитателей дошкольных групп был посвящен семинар-практикум ««Построение эффективной модели полиэтнокультурного образовательного пространства в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО», который прошел 19.11.2019 г. на базе МБДОУ № 33. На семинаре присутствовало 24 педагога из 13 образовательных учреждений города.

Алеева Галина Вячеславовна, старший воспитатель МБДОУ № 33 руководитель ГМО воспитателей дошкольных групп раскрыла перед собравшимися проблемы и перспективы работы по полиэтнокультурному образованию дошкольников на современном этапе.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 14) указывается, что «содержание образования должно обеспечивать ... интеграцию личности в национальную и мировую культуру». Следовательно, каждый член современного общества, каждый ребенок, поставлен перед необходимостью быть готовым к межнациональному общению с объектами иной национальной культуры, и сегодня, как никогда, стало важно уметь жить в многонациональном обществе. Наряду с этим, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны основные принципы, одним из которых является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития ребенка.

Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают.

Проблемой формирования толерантного отношения к людям других национальностей, пожилым людям, людям с особенностями развития занимаются наши коллеги из МБДОУ № 44. В этом году они обобщили опыт работы по трем этим направлениям.

Заведующий МБДОУ № 44 Бударина Т.А. ознакомила собравшихся с  нормативно-правовой базой, на которую опирался педагогический коллектив в своей работе. Татьяна Алексеевна рассказала об условиях возникновения опыта, о целях и задачах работы и  представила результаты работы коллектива по формированию у дошкольников толерантного поведения.

Старший воспитатель МБДОУ № 33 Бударина Ирина Александровна раскрыла содержание и технологию данного опыта, подробнее остановившись на вопросе формирования межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста, воспитатель МБДОУ № 44 Зеленова Ольга Дмитриевна  рассказала о своей работе по формированию толерантного отношения к пожилым людям, а учитель-логопед Милютина Лилия Вениаминовна – о  работе по формированию толерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья. Выступающие представили комплексно-тематическое планирование работы, методы и приемы работы с детьми, формы работы с педагогами и родителями, а также игры и пособия, разработанные как педагогами, так и родителями воспитанников.

Музыкальный руководитель МБДОУ № 33 Борисова Наталья Викторовна показала собравшимся мастер-класс по организации народных игр с детьми разного дошкольного возраста и вручила каждому подборку народных игр, в которые можно играть с детьми.

И в заключении старший воспитатель МБДОУ № 33 Алеева Г.В. презентовала выставку атрибутов для организации работы по полиэтнокультурному образованию дошкольников. Воспитатели с огромным интересом рассматривали дидактические игры, пособия, атрибуты для режиссерских игр, коллекцию кукол в национальных костюмах.

При подведении итогов Методист ИМЦ Белова Ирина Николаевна   отметила высокую практическую значимость каждого выступления, их соответствие основным принципам ФГОС ДО.

Comments